ПЛЕМЕННАЯ ЭСТЕТИКА BICO

000550

Традиционное искусство австралийских аборигенов

Племенная эстетика, которая угадывается в мужских украшениях BICO, берёт своё начало в искусстве и верованиях аборигенов Австралии и Океании. Основатели бренда совместили сёрферскую культуру с символикой коренных народов этой части света, создав большую коллекцию необычных аксессуаров с интересными традиционными значениями.

Коренные народы Австралии и Океании до появления европейцев в XVII—XVIII веках были охотниками и собирателями. Они имели архаичные особенности мировоззрения, исповедовали тотемизм, практиковали магию. Поэтому и произведения народного искусства создавались как неотъемлемая часть колдовских обрядов. Многочисленные орнаменты, рисунки, маски и скульптуры носили чувственно-образный, художественный и эстетический характер. Грубые формы и фактура материалов сочетались с утончённостью обработки и глубокими смыслами.

История формирования племенной эстетики австралийских аборигенов насчитывает много веков. Культурное наследие местных племён принято делить на две большие группы: искусство, несущее в себе черты реалистической изобразительности, и искусство условно-геометрическое. При этом у каждой группы был свой географический ареал распространения. Так, например, искусство с чертами реалистической изобразительности преобладало среди сообществ, которые населяли восток, северо-запад и север Австралии. Скалы и пещеры в этих частях материка до сих пор хранят древние рисунки – петроглифы.

Первобытный реализм

В пещерах северо-западной Австралии встречаются человеческие изображения – ванджина. Аборигены ассоциировали эти образы с дождем и его магическим вызыванием, с мифической змеей – радугой, с размножением человеческого рода и животных. Когда приходила засуха, аборигены обновляли эти рисунки, чтобы вызвать дождь и помочь душам нерожденных детей покинуть тело змеи-радуги, воплотившись в человеческие существа.

Иногда реалистичные изображения описывали явления повседневной жизни. На скалах и стенах пещер часто встречаются фигуры животных – объектов охоты. На островах залива Карпентария найдены изображения сидящих в лодках вооруженных гарпунами людей, которые охотятся на рыб, черепах и других морских животных.

 

prihistoric-pic

 

Наибольшее развитие реалистичное искусство аборигенов получило на севере Австралии – на полуострове Арнем-Ленд. Там находят рисунки на древесной коре и наскальную живопись в пещерах. Они бывают двух типов. Потомки аборигенов считают, что рисунки первого типа сделаны таинственными существами в далеком прошлом; они имеют яркое чувство динамики и лаконичную выразительность штриха, изображая людей всегда в движении – мужчины бегут, дерутся, бросают копья или играют на музыкальных инструментах, женщины – несут сосуды для еды или танцуют. Наскальная живопись Арнем-Ленда по своим художественным качествам и разнообразию сюжетов очень похожа на искусство бушменов Африки. Она уступает разве что изобразительному наследию европейского верхнего палеолита, когда впервые была применена пластически объемная передача изображения.

Другой тип наскальной живописи австралийских аборигенов – это многокрасочные изображения неподвижных зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся, иногда людей, в стиле «рентгеновских снимков». На этих рисунках вместе с внешними деталями видны внутренние органы изображённых существ: позвоночник, сердце, пищевод. В таком же стиле рисовали некоторые народы Меланезии, северо-западной Америки, Сибири, что лишний раз подтверждает наличие общих элементов в мировосприятии древних цивилизаций разных континентов.

 

967e3998630f5cd0ef36c939e3b2f2b4

 

Магия рисунков

Австралийские аборигены создавали свои образы не только для эстетических целей и наглядного воспроизведения знаний об объекте. Каждый такой образ был также необходимым элементом того или иного магического действия, направленного на достижение успеха на охоте. Художник работал не столько над живым воплощением образа животного, сколько над фиксацией всех тех примет и свойств, присущих анатомическому строению конкретного вида. В представлениях племён отождествление изображения двойника с самим зверем было необходимо для повышения эффективности колдовства.

По достоверности такие произведения, безусловно, были далеки от реальности. Тем не менее, творчество аборигенов говорило об их интересе к внутреннему строению животных и свидетельствовало о знаниях отдельных явлений жизни. В этом плане наскальные и прочие рисунки коренных народов Австралии и Океании можно рассматривать как проявления зародышевых научных знаний о явлениях природы, в том числе об анатомии человека и животных.

 

000551

 

Орнаменты и узоры

В центральных районах Австралии, а также на западе и востоке доминировали многочисленные стили условного геометрического искусства. На юго-востоке Австралии в качестве орнамента на поверхности деревянного изделия использовался концентрический ромб, а в западной Австралии — зигзаг, меандр и другие мотивы. В центральных же регионах получил развитие стиль «концентрических кругов», рядом с которыми широко применяются также спирали и полуокружности. «Концентрические четырехугольники» юго-востока и запада хорошо представлены в резьбе на щитах, а «круги» центра — на чурингах (деревянных священных предметах). В орнаментах западной Австралии часто геометрическим мотивом был лабиринт. Он же встречается и в резьбе на древесных стволах — так называемых дендроглифах — в Новом Южном Уэльсе. Подобные изображения часто связывались с обрядами посвящения или похоронным ритуалом.

Австралийское условное искусство отличается символизмом и множественным значением одного и того же традиционного мотива в различных комбинациях. Такие комбинации знаков граничат с пиктографией — начальной изобразительно-символической стадией развития письма. В искусстве австралийских аборигенов символика цветов тоже является своеобразным языком, условным средством передачи идей или психологических состояний. Связь между условным мотивом и явлением природы часто традиционна и является частью совокупности фантастических представлений всех членов данного племени. Однако иногда художник придает соответствующему орнаменту совершенно новый смысл.

 

istock-172296640

 

ПОСМОТРЕТЬ ЭТНИЧЕСКИЕ КУЛОНЫ:

 

Добавить комментарий

Developed by Misha Rudrastyh